Вероника Степанова. "Детские страхи"

 

 

 

Исходное видео на канале YouTube

 

 

Расшифровка видеоурока (текстовая версия)

 

Здравствуйте, друзья! Сегодня речь пойдет о детских страхах. Как же помочь маленькому ребенку справиться со страхом? Очень часто это бывают такие варианты: «Я боюсь учителя», «Я боюсь какого-то мальчика в группе», или боится ребенок сдавать экзамены, выступать на соревнованиях. Это даже не так важно, какой именно страх мучает ребенка. Есть простые способы, с которыми может справиться каждый родитель.

 

Например, арт-терапия – самые простые рекомендации. Вы можете взять листок бумаги, разноцветные карандаши и нарисовать с ребенком страх. Спросить его: «Как ты видишь это? Как ты это чувствуешь? Какого он цвета? Какого размера? Из чего он состоит?» и ребенок, допустим, что-то изображает. Очень часто это бывают различные чудовища или просто каракули. Некоторые психологи рекомендуют сжигать это. Я не очень люблю сжигать эти рисунки. Здесь лучше преобразовывать это чувство, работать с ним. Пусть это будет более трудоемко и трудозатратно, но все же имеет смысл именно проработать. «А теперь нарисуй страху что-нибудь смешное» и он добавляет ему усики, рожки, разные колючки, иголочки. И начинает хохотать над этим и страх становится уже менее значимым для него и не таким уже и важным.

 

Еще здесь важный момент, что ребенок растождествляется с этим чувством, растождествляется с этим страхом и имеет контроль над ним, что теперь этот страх у него в руках, и теперь он может, что захочет, то и делать: захочет – порвет, захочет – сожжет, захочет – что-то еще дорисует.

 

Еще есть вторая методика в рамках арт-терапии, где ребенок может на другой стороне листа нарисовать «А как я не боюсь». Вот когда я не боюсь, это как? Может быть я какой-то смелый и он нарисует себя в более ярких красках и других тонах.

 

Еще один очень такой полезный момент – это подарить страху что-то. Т.е. ребенок рисует страх и вы ему предлагаете: «Ну теперь подари ему что-нибудь. Ведь страх – он такой несчастный. Он ведь не просто так тебя пугает. Наверное ему чего-то не хватает». И ребенок может подарить ему конфетки, жвачки, дорисовать какое-то мороженое, какого друга для Страха, чтобы не было так страшно.

 

Затем вы можете проиграть это в рамках игротерапии. Например, разложить маленькие такие игрушечки (мягкие или просто какие-то куколки) и проиграть эту сцену, разные моменты, где ребенок научается находить способ решения этого вопроса.

 

Также очень полезна сказкотерапия – перед сном, перед тем, как укладываете ребенка спать, вы можете рассказать ему заранее придуманную сказку, в которой он, как маленький принц или маленькая принцесса, обладает какими-то волшебными свойствами, например, ковер-самолет или плащ защитный, волшебный меч, палочка-выручалочка или еще что-то, и ребенок научается справляться с этим страхом при помощи какого-то волшебства.

 

Также можете сами, например, вместе с ребенком сочинить какую-то сказку. «Давай, теперь ты скажи, а вот как ты считаешь, что такое интересное? Влетел какой-то помощник, вы вместе сели на этот суперсамолет, улетели…» и ребенок сам сочиняет продолжение этой истории.

 

Говорите чаще с ребенком о страхе, потому что таким образом страх теряет свою силу. И чем больше ребенок вентилирует эти чувства, чем больше он выражает свои эмоции, тем быстрее он освобождается от этого негативного состояния. Такие вот простые рекомендации.

 

Карта сайта    Статьи     FAQ    Контакты