Психология

Причины нарциссического расстройства личности. Психотерапия. Психолог Екатерина Лим

Друзья, добрый день! Продолжаем с вами говорить на тему нарциссическое расстройство личности, и здесь мы будем говорить про причины. Вообще, очень сложно говорить про причины возникновения тех или иных отклонений, потому что мы никогда с вами не можем знать наверняка. Человеческая психика – она не познана, и мы можем только предполагать, однако несмотря на такое пессимистичное заявление, все-таки мы можем говорить о каких-то общих тенденциях, и можем говорить о том, какие факты в процессе разных исследований были обнаружены, но всегда следует учитывать такую переменную, как личность, потому что она все-таки может картину-то очень сильно изменять.

Итак, сейчас хочу сказать о том, в комментариях у вас возникло ощущение, что разные причины возникновения как у депрессивного, такого и у грандиозного. На самом деле это не так. Лично я полагаю, что разницы в причинах возникновения и грандиозного, и депрессивного нарциссизма нет. Я считаю, что разница заключается лишь в проявлении, в том, за счет чего личность решает этот свой внутренний конфликт. Давайте посмотрим, что объединяет эти формы, потому что так нам тоже станет понятнее, с чем мы имеем дело.

И в том, и в другом случае речь идет о способе регулирования самооценки. Какой самооценки? – ну конечно низкой. В первом случае ощущение вот этого грандиозного я призвано справляться с чувством недооцененности, и во втором случае – фантазии о собственной грандиозности, они призваны для того же самого, чтобы хотя бы в своих собственных мечтах почувствовать себя каким-то ценным.

В первом случае человек совершенно теряет способность тестировать реальность, но в каком смысле? Не то что он не понимает, где он находится – нет. Он словно оторвался от реальности собственного я, то есть идет такая подмена я реального на я нереальное. Во втором случае эта реальность у нас сохранна. Это такой, казалось бы, плюс, но он тоже разворачивается не очень хорошо, но в принципе это плюс, потому что человек воспринимает себя реально, у него нету розовых очков. Эта реальность хоть и сохранна, но неизбежно приводит к депрессии вследствие глубокого разочарования в себе. Итак, поговорим про причины депрессивного нарциссизма, хотя, как я уже сказала, существенной разницы нет, лишь некоторые нюансы. Я когда писала об этих причинах, я в голове держала образ депрессивного нарцисса, поэтому все-таки речь идет о них. Есть такая мной отмеченная вещь, как шкала достоверности. Что это такое?

Что я называю шкалой достаточности? – это отсутствие у ребенка представления о том, чего достаточно для того, чтобы получить одобрение извне, одобрение от своих родителей. У него абсолютно отсутствуют такие ориентиры, и смотрите, что здесь происходит. Если нет понимания, чего достаточно для того, чтобы быть одобренным, если оно постоянно в его жизни отсутствовало, появляется ощущение, что все, что есть, недостаточно.

И вот пример, как это может выглядеть: мать, не замечающая собственного ребенка, но как она не замечает? – это не тот случай, что она в упор его не видит. Нет. Она не замечает его эмоционально. В этом ключе. Она могла за ним ухаживать, она могла быть функциональной матерью: все, что нужно для ребенка, она делала – кормить, лечить, ухаживать, но эмоциональных связей она с ним не смогла образовать. Не было их. По какой причине их не было? – на самом деле, множество причин: и собственные какие-то расстройства, и депрессивные состояния, алкоголизация, или, например, такой вариант, что она сама юная, очень молодая, 17-18 лет, то есть мы можем говорить об отсутствии эмоциональной зрелости, и когда такая юная особа становится матерью, ей очень мало что есть дать своему ребенку. Она сама еще находится в положении, хотя зрелость – это такая вещь… она относительна, и одна личность в этом возрасте уже может быть зрелой, другая личность еще в 25 не пришла к такому самоощущению. Эмоциональная незрелость матери – она, конечно же, негативно будет отражаться на способности устанавливать эмоциональные связи со своим ребенком.

Что здесь важно? – если она сама еще ребенок, она не способна давать этот эмоциональный отклик, который на языке психологов называется «отражать и зеркалить», и называется не просто так, потому что в норме ребенок проявляет какую-то эмоцию и в ответ на эту эмоцию он должен получать тоже эмоцию. Вот что называется зеркалить. Он улыбается, и она ему улыбается, он совершает какое-то действие, и она дает ему какую-то реакцию – либо одобрение, либо, наоборот, порицание, но реакция есть. И если ребенок этого не видит, он не понимает, какой он. Он вообще себя не видит. У него вообще чувство, что его нет. Вот в чем тут проблема. И эта способность у ребенка понимать, какой я, что я есть, кто я – эта способность в нем формируется за счет отражения через мать, за счет того, что она должна ему, конечно же, зеркалить.

Вы знаете, когда мы взрослеем, мы сохраняем эту потребность быть отраженными, только уже не через мать, а социум становится для нас таким зеркалом, и если ребенок в детстве был подвержен сильной грубой критике, то во взрослом возрасте он очень будет бояться критики. Он прямо будет панически ее бояться. Вот он что-то сделает, например, выложит какое-то видео. Приходит какой-то комментарий, а он будет прямо бояться его прочитать, он для него будет прямо опасным. Вот такое может быть.

Вернемся к нашей шкале достаточности. Тогда, когда он не знает, что ему нужно сделать, чтобы почувствовать себя хорошим, когда мама не дает таких реакций, в ребенке может зафиксироваться это незнание и сохранится бессознательное стремление к совершенству. Он как бы будет все-таки искать этого одобрения, ощущать, что всего недостаточно, как бы с запасом все делать в своей жизни. У него складывается такое ощущение, что все, что есть – нехорошо, все что есть – мало, поэтому надо много больше. Он не просто на четверки будет учиться. Он будет учиться и с красным аттестатом заканчивает школу, то есть он будет прямо отличник такой конкретный.

Следующий момент, о котором я хочу говорить – он бесконечно будет уверен в том, что если он будет достигать такого самого высокого уровня, тогда мир его примет. Он будет слепо верить в эту идею. Если мы попробуем такому депрессивному больному сказать, что «это не так, тебя уже есть, за что любить», он вам не поверит, потому что он так не чувствует. Поэтому очень особая техника работы с такими ребятами, девчатами – сложная, непростая, и конечно зависит от подхода, с которым вы работаете.

Следующий момент – оторваться от корней. Это другая история. Она про то, что в детстве у человека было сильнейшее разочарование или стыд своих родителях в условиях своего детства, может быть бедно жили, алкоголики, может быть агрессивные, малокультурные и духовно неразвитые люди. Это все, конечно же, очень стыдно, если в человеке есть тенденция к развитию, к самосовершенствованию. Желание во что бы то ни стало не быть такими, как они, и не жить так, как они, рождает это страстное желание оторваться от них. Это такое желание как можно сильнее дистанцироваться от своих корней. Здесь главное ощущение, с которым находится пациент – это то, что «я не такой», или он еще может сказать: «Мне порой кажется, что это не мои родители. Я не их сын /или дочь/ – мы разные. Как мы могли вообще?.. Как это мы так вместе оказались?»

Это желание духовного, морального и эмоционального полного такого отделения от них, хочется им быть на другом конце полюса, и желание, конечно, обладать противоположными качествами, и не просто противоположными качествами, а доведенными до совершенства противоположными качествами, но эта невозможность полного отделения в силу генетической обусловленности, в силу того, что мы просто родственники, приводит к гиперкомпенсации, потому что внутри-то все равно есть понимание, что я ребенок этих родителей, и поэтому человек бесконечно пытается оторваться от них, стать другим, перестать быть тем, кем он является, измениться полностью, поэтому он видит себя совсем другим в своих мечтах, в своих фантазиях. Ему кажется, что тот, какой он есть – это слишком близко к ним.

Обратите внимание, что ведь не все дети стыдятся своих родителей, хотя не у всех детей родители представляют из себя что-то такое, чем можно гордиться, но давайте посмотрим, почему одни дети стыдятся до такой степени, что пытаются во что бы то ни стало не быть такими и у них начинает формироваться этот какой-то образ идеального я, а у других детей нет, у других взрослых нет.

Конечно, причина все та же – отсутствие эмоциональных связей. Если мы не любим своих родителей, если мы не видим в них что-то дорогое для нас, то, конечно, мы начинаем стыдиться. Это нам как чужие люди. Когда с такими пациентами разговариваешь: «Расскажи про родителей», а там даже рассказывать нечего. Человек смотрит на них, оценивает их как чужих, не как своих родственников. И вот опять же, механизм в чем? – в отсутствии эмоциональных связей, которые не были заложены с самого детства. Нет эмоциональной связи и все. Ребенок родился, вырос, а любви так и не познал. Живет, никого не любит – ни себя не любит, ни других людей не любит, и только мечтает о том, что когда-нибудь ему встретится какой-то идеальный партнер, который его полюбит, который его примет, и может быть тогда, за счет вот этой какой-то любви кого-то идеального он почувствует себя более ценно.

Это ошибка, иллюзия, потому что проблема не в том, что кто-то извне не подтверждает эту ценность. Во взрослом возрасте проблема вся лежит внутри – собственная ценность приходит от внутреннего ощущения, и если в детстве это было за счет отражения от других людей, то во взрослом возрасте ее нужно формировать уже иначе, не посредством того, что я найду кого-то обалденного, он меня полюбит и я потом полюблю себя сам. Нет, по-другому уже работает.
Екатерина Лим