Психология

Психопатами рождаются или становятся? Анна Богинская

Психопатом рождаются или становятся? А мы продолжаем изучать мышление психопата-манипулятора. Один из самых частых вопросов, которые я получаю, звучит так: «Скажите, он родился таким или таким стал?» Я изучила тонны информации на эту тему и сегодня поделюсь своими выводами.

Начнем, как всегда, издалека. Большинство нейропсихологов склоняются к тому, что определить, оценить и предсказать, из каких детей вырастут психопаты, – достаточно трудная задача. Кроме того, в американской детской психотерапии считается, что ученые не должны даже делать таких попыток, потому что, если поставить подобный диагноз ребенку, это может стать для него клеймом на всю жизнь. Кроме того, такой диагноз имеет шансы стать самоисполняющимся пророчеством. Другие психотерапевты считают, что если родителям сказать, что их ребенок психопат, это может еще больше отдалить их от него. И наконец, родителей детей, названных психопатами, общество тоже может счесть запятнанными.

Все это вопросы этики. Признаюсь, что я сама сталкивалась многократно с такой этической задачей, когда в кругу знакомых наблюдала детей с явными психопатическими чертами. Но я не психотерапевт и не обязана называть диагноз, но как друг посоветовать обратиться к детскому психологу могу. В некоторых случаях меня услышали, в другом нет и это закончилось сожженной на костре кошкой. В итоге ученые стараются не навешивать на несовершеннолетних ярлык психопата, поэтому аффективные симптомы психопатии у детей и подростков называются чертами бессердечия и безразличия. О подростках, набравших высокие баллы по ППЧ, обычно говорят, что у них «расстройство поведения и бессердечия». Это звучит менее оскорбительно, чем термин «психопат». С одной стороны, применять к ребенку диагноз «психопат» неправильно и неэтично, но в тоже время исходя из клинического опыта большинства работающих с психопатами специалистов судебно-правовой системы, ясно, что почти все психопаты в детстве отличались эмоциональными аномалиями. Каким же образом выявляются подобные аномалии у детей?

Одним из самых известных способов диагностики долгое время считался треугольник Макдональда или «Триада Макдональда», сформулированный Джоном Макдональдом в 1963 году и состоящий из трех поведенческих характеристик: зоосадизм, пиромания и энурез, который он связал с предрасположенностью к совершению особо жестоких преступлений. В своей работе Макдональд исследовал 100 пациентов, которые угрожали убийством. Двое из них позднее реализовали свои угрозы. Из них 48 имели психопатологии. Он обнаружил, что в детстве многие пациенты с садистскими наклонностями регулярно мучили животных, устраивали поджоги и мочились в постель после пяти лет. Несколько десятков лет назад считалось, что такие признаки свидетельствуют о предрасположенности к убийствам, однако последующие исследования не показали статистически значимой корреляции между триадой Макдональда и будущей склонностью к убийству. Да, у многих, кто совершил убийства в зрелом возрасте, были эти симптомы в детстве, но подавляющее большинство детей не стали садистами.

С 1960-х годов проведено множество исследований энуреза. Как оказалось, у него могут быть разные причины. Во-первых, у большинства детей, страдающих энурезом, около 85%, он проходит к пятилетнему возрасту, однако небольшой процент продолжает иметь эту проблему до десяти и более лет. Исследователи установили, что за недержание мочи отвечают, как минимум, четыре разных нейронных пути. Аномалии развития или задержка в одной из этих нейронных цепей могут привести к хроническому энурезу. Один из четырех путей проходит через область мозга, называемую миндалевидным телом. Миндалевидное тело действует в мозге как усилитель и помогает доводить до сознания любой необычный стимул. Миндалевидное тело усиливает некоторые стимулы, которые мы воспринимаем автоматически, например злые лица и змеи. Также оно может усиливать то, что мы начинаем считать важным с опытом, например эмоционально заряженные слова или подозрительные люди. Поэтому если уже диагностировать с помощью триады Макдональда, то детей в возрасте старше 5 лет и причина энуреза должны быть связана с аномалией в миндалевидном теле, что можно подтвердить с помощью исследования ФМРТ.

На мой взгляд, нужно оценивать не только эти признаки, а также поведенческие черты ребенка, но присутствие этих признаков – верная причина для родителей немедленно обратится к детскому психологу. Всегда приглядывайтесь к людям, которые в детстве мечтали спалить школу или подожгли дом. Кроме того, зоосадизм и рассказы о банках, привязанных к кошке, а также общая ненависть к животным также являются верными признаками садиста.

Какое поведение проявляет ребенок склонный к садизму? Первый и самый распространенный инструмент самоотчета для оценки черт бессердечия и безразличия у детей – это Шкала детской психопатии (CPS), разработанная доктором Доном Лайменом из Университета Пердью. Она включает вопросы об отношениях ребенка с окружающими, о том, что он считает важным, сильно ли он злится, что такое хорошо, а что плохо, и так далее. Опросники также могут быть очень полезны для оценки поведения, и они очень популярны в психологии, однако главный недостаток такого метода в том, что ребенок должен содействовать, уметь читать и отвечать честно.

Важнейшей попыткой создать эффективный и надежный инструмент клинической оценки психопатических черт в раннем возрасте стал ППЧ для детей и подростков уже известного нам доктора Роберта Д. Хаэра. Напомню, что Доктор Хаэр – один из известнейших исследователей в этой области, а также автор книги «Лишенные совести. Пугающий мир психопатов». Кроме того, он создал лист ППЧ для диагностики взрослых психопатов. В его основе списка для детей и подростков лежит вариант для взрослых. Как и оригинал, ППЧ для детей состоит из 20 пунктов, по каждому из которых можно поставить одну из трех оценок (0 баллов, если пункт неприменим к пациенту, 1 балл, если применим в некоторой степени, и 2 балла, если безусловно применим). В итоге подросток может набрать от 0 до 40 баллов. Как и у взрослых, 30 баллов считаются границей.

Черты и поведение, присущие этому расстройству, оцениваются при помощи Перечня психопатических черт для детей, и перечень следующий. Напомню, что оценка этих черт основывается не на единичном поступке или изучении одной области жизни. Они должны присутствовать практически везде – дома, на работе, в школе, в общении с родными, друзьями и соседями. Только если черта является типичной во всех или почти всех областях жизни, исследуемый получает высокий балл. Почему я об этом говорю? Потому что научно установлено, что ППЧ для детей и подростков точно предсказывает агрессивное и антисоциальное поведение. Исследованиями неоднократно доказано, что перечень лучше прогнозирует развитие деструктивных черт, чем изучение других факторов риска. Молодые люди с повышенными чертами бессердечия и безразличия более агрессивны, раньше начинают нарушать закон и чаще сталкиваются с полицией, чем их сверстники из группы низкого риска.

В предыдущих видео я рассказывала об исследованиях с магнитно-резонансной томографии для взрослых, которые позволяют изучать мозг в действии. Функциональная томография не является инвазивной процедурой и может использоваться для исследования детей и подростков. Например, можно положить ребенка в сканер и показывать ему картинки с эмоциональными ситуациями (например, аварию или пожар) или с нейтральными сценами (например, машина, припаркованная у дома). Фиксируя реакцию мозга на изображения, можно увидеть, что он совсем по-разному реагирует на эмоциональные сцены и на нейтральные. Таким образом можно проверить, как работают эмоциональные системы мозга. В данное время благодаря этой технологии ученые имеют возможность зафиксировать практически любой мозговой процесс.

Что показали такие исследования? В одном из них ученые нашли, что у детей с этими чертами не активируется миндалевидное тело, когда они рассматривают испуганные лица. То есть миндалевидное тело – важный компонент эмоциональной системы мозга – не участвует в обработке мозгом изображения испуганных лиц, может отчасти быть причиной, почему дети с бессердечием и безразличием агрессивны. Если два обычных ребенка дерутся и у одного из них на лице появится выражение испуга, скорее всего, драка прекратится, но если ребенок с бессердечием и безразличием не получит сигнала или информации от своего миндалевидного тела при виде испуганного лица своего противника, драка может продолжиться и даже усилиться, и итогом может стать более тяжкий вред здоровью. Ребенок с недостаточной активностью миндалевидного тела при этом дерется чаще других детей.

Еще одна область мозга, аномальная у детей с расстройством поведения, – это глазнично-лобная кора, которая находится прямо над глазами. Это очень важная часть мозга, определяющая многие черты личности. Несколько исследований показало, что у детей с бессердечием и безразличием во время обучающих задач недостаточно задействована глазнично-лобная кора. Одно из следствий этого заключается в том, что этих детей, в отличие от других, наказание ничему не учит. Наказание и даже страх наказания не ограничивает поступки этих детей в той степени, в какой это свойственно обычным детям. На детей с бессердечием и безразличием не действует наказание.

В подтверждение этому добавлю еще одно исследование уже знакомого вам нейропсихолога Кент А. Килла. Он проанализировал снимки мозга двухсот подростков из тюрьмы строгого режима для несовершеннолетних, большинство из которых было осуждено за неоднократные преступления. Они относились к группе самого высокого риска среди подростков страны. Результаты первого анализа структурной МРТ заключенных подростков с чертами бессердечия и безразличия, собранные при помощи мобильного томографа, показали такие же затененные области, как и у взрослых психопатов. В обеих группах большая часть паралимбической системы показала сниженную плотность серого вещества, то есть атрофию.

Значительное количество исследований показывает, что аффективные и межличностные психопатические черты сравнительно стабильны, начиная с подросткового периода. Лучше всего об этом свидетельствуют лонгитюдные (длительные) исследования подростков из группы высокого риска. Они продемонстрировали, что без вмешательства эти черты практически не меняются с подросткового возраста до ранней молодости. Исследования также показали, что черты бессердечия и безразличия у мальчиков в возрасте 7–12 лет предсказывают их балл по психопатии по достижении 19-летнего возраста. Доктор Лаймен и его коллеги в 2007 году доказали, что измерение черт в возрасте 13 лет позволяет спрогнозировать взрослую степень психопатии в возрасте 24 лет. Выводы из этого исследования привели к тому, что в DSM-5 был включен подтип детского расстройства поведения с учетом черт бессердечия и безразличия.

В DSM-5, вышедшем в мае 2013 года, появился новый подтип расстройства: ограниченность просоциальных эмоций. Что это значит? Что скорее всего психопатами рождаются, но степень проявления аномалий зависит от среды, в которой растет ребенок. В то же время, опыт терапии в США для подростков с чертами бессердечия и безразличия дает очень хорошую позитивную динамику, то есть чем раньше будет проведена терапия, тем выше вероятность, что ребенок проживет нормальную жизнь. Ученые убеждены, что психопатия передается по наследству, но в то же время считают, что мозг ребенка намного лучше поддается развитию.

Ученые установили следствие – мозг взрослых психопатов аномален, но достоверного ответа о причинно-следственную связи причин этого пока нет. Есть много гипотез на эту тему, и если вам это интересно, напишите, и я обязательно сниму об этом видео. Кент А Кил в своей книге «Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, раскаяния» приводит аналогию, которую, на мой взгляд явно описывает происходящее: если вашу руку повесить на перевязи на груди и обездвижить, у вас со временем атрофируется бицепс. Если потом вы придете к врачу, он, скорее всего, спросит, всегда ли у вас была атрофированная рука, или это произошло из-за того, что вы ею не пользовались. Врач не может определить разницу, просто осмотрев руку. Мозг тоже в своем роде мышца. Плотность серого вещества иногда меняется со временем. Значит только по этим данным нельзя сказать, атрофирован ли мозг психопата с рождения или он атрофировался со временем под влиянием жизненного опыта. Иными словами, если не пользоваться какими-то частями мозга, они в конце концов могут уменьшиться, перестать работать и даже погибнуть. На мой взгляд, если рука привязана нат год, это еще подлежит восстановлению, но если на десять, то вряд ли даже самая современная терапия способна ее восстановить.
Анна Богинская