Друзья, добрый день! Я продолжаю записывать для вас свои видео, и сегодня хочу рассказать вам про нарциссическое расстройство личности. Предлагаю начать с того, чтобы разграничить нарциссическое расстройство личности и нарциссические черты характера. Расстройство личности – это заболевание, оно лежит за пределами нормы, а нарциссические черты характера не являются патологией и работать с такими людьми значительно проще. Я конкретно хочу поговорить о клиническом проявлении, о патологии, и хочу сразу сказать, что если вы будете встречать у меня такие слова, как расстройство личности, то знайте – речь идет о психологическом заболевании.
Итак, нарциссическое расстройство личности – это такая личность, которая, прежде всего, заботится о поддержании самоуважения путем получения подтверждения со стороны. Все мы, на самом деле, в той или иной степени зависим от одобрения со стороны, и каждый в той или иной степени стремится его получить. Мы имеем определенную чувствительность к одобрению и к критике, но когда мы говорим про нарциссическую личность, патологический нарциссизм, то здесь мы имеем дело с дисбалансом этой озабоченности, и в чем он выражается? Существуют две формы проявления нарциссического расстройства. В этом видео я расскажу об одной форме и обязательно сразу запишу второе видео, в котором буду говорить о другой форме.
Первая форма – это идея собственной грандиозности. Наверняка вы уже что-то подобное слышали, и как правило, когда мы говорим о нарциссизме и представляем себе такого нарцисса, мы как раз имеем в виду вот эту форму проявления. Такой человек при взаимодействии с другими людьми постоянно стремится к самовозвышению, причем другие люди для него становятся словно чертой, над которой ему необходимо возвыситься, над которой он хочет обязательно быть сверху. Такой человек бОльшую часть своего общения тратит на то, чтобы говорить о себе самом. Ему практически невозможно не вести речь о себе.
Он рассказывает об этом, вся его речь направлена на то, чтобы рассказать о том, какой он хороший, что он лучше других, и что даже не просто лучше других, а чтобы лучше всех (такая идет тенденция) и ему редко интересно быть просто хорошим. Ему очень важен элемент сравнения, и можем услышать от них такие слова, что «у меня есть нечто такое, чего нет ни у кого: какая-то особенность, какой-то талант, дар, какая-то гениальность. Я больше знаю, чем они. Конечно, у меня больше опыта, я лучше с этим могу справиться», и тут нужно обратить внимание – если они сталкиваются с какой-то неудачей, они никогда не припишут ее себе, они припишут ее обстоятельствам, другим людям, техническим каким-то неполадкам, но соотнести неудовлетворительный результат со своей собственной деятельностью в случае расстройства невозможно. Если мы имеем дело с чертами характера нарцисса, то здесь или так, или так – меньше возможности признавать собственное несовершенство. В патологии, конечно, практически невозможно.
Мы видим в такой личности низкую или полную неспособность переносить какую-либо критику. Критика воспринимается очень болезненно, потому что, прежде всего, нарциссически организованная сторона бесконечно хрупкая. Именно поэтому идет такая сильная компенсация, такое желание ощущать себя лучшим, потому что противоположное этому не переносится совсем. Эта личность распадается, просто перестает существовать. Когда слышат критику, очень сильно обижаются или могут даже агрессивно реагировать, вступать в какие-то конфликты, скандалы, лишь бы только отстоять свое превосходное я. Могут реагировать с неким отмщением, когда припоминают, что вы когда-то им сказали не в похвалу, а в минус, и потом в диалоге достать и в тот момент, когда вы будете уязвимы, бахнуть вам это ниже пояса. Такая может быть реакция при глубокой нарушенности. Признать хоть какое-либо несовершенство своей души, своей личности, не представляется абсолютно возможным.
Людям с подобным расстройством очень сложно говорить не о себе. Когда с таким человеком встречаешься, начинаешь вести с ним диалог, он бесконечно будет открыт. Все, что касается него, будет воспринимать на ура. Если это о нем, в какой бы степени это не касалось, будет говорить, но говорить о вас он вряд ли станет.
И как происходит общение с таким человеком? Вы встречаетесь. Он спрашивает у вас дежурную фразу «как дела?», но по-настоящему в вопрос, в эту фразу он не вкладывает. Ему не интересно, как у вас дела. Даже если у вас дела совсем плохи, из ряда вон что-то выходящее, какие-то истории с вами происходят, они его не тронут. Они ему неинтересны. Как у него дела? – он бесконечно озабочен своей личностью, часами может говорить о себе, рассказывать подробно все свои какие-то мелочи, какие-то нюансы. Просто будет такой поток сознания, от которого не каждый может остаться в норме. Очень тяжело выдержать. Иногда можно оставить телефон включенным, он будет говорить… Можно уйти в комнату, вернуться. Он будет говорить что-то так увлеченно о себе, что ему очень сложно… И даже если сказать: «А что ты не спрашиваешь, как у меня дела? Тебе что, не интересно?», он спросит он тут же, да, но как только вы начнете говорить, перебьет и начнет говорить о себе.
Конечно же, озабочены своей внешностью, причем в случае этой формы собственной грандиозности видят себя однозначно красивыми, любуются собой, влюбляются в свою внешность, испытывают острое чувство влюбленности в свое собственное отражение. У такого человека вы можете найти в квартире бесконечное количество его фотографий везде, и на фотографиях будет только он. Ему не нужен кто-то рядом, это лишнее. Это как будто бы крадет его успех. Он хочет быть один, напоказ, чтобы мир подтверждал ему постоянно, чтобы все внимание доставалось ему. Кстати, инстраграмные истории очень иногда ярко заявляют о том, что у человека есть подобные черты характера.
Поглощенность фантазиями о каком-то небывалом своем собственным успехе, который обязательно с ними должен вот чуть ли не завтра случиться, то есть такие люди не думают о том, что «у меня что-то может не получиться». Они уверены, наоборот, что будет что-то, что их ждет какая-то фееричная совершенно реализованность, какая-то ярчайшая судьба. Также может проявляться в желании неограниченной власти занимать какой-нибудь высоченный пост, управлять людьми. В эту степень тоже может идти фантазии о каком-то постоянном блеске. Если это женщина, это все, что лакшери – это все именно для меня, это создано было вообще во Вселенной для меня конкретно, я должна быть обладательницей этого, и мысли, что я недостоин или как такого, – нет. Это конкретно красота, блеск.
Также частое такое ощущение, они живут с ощущением, что у них должна быть какая-то идеальная любовь, что их партнер должен не просто как-то вот любить, а это должна быть какая-то высшая форма любви и поклонения к ним. Также в них живет чувство собственной избранности. Им кажется, что они не такие, как все. Что есть люди (и это там), а вот есть я. Я совершенно особенный. Все, что у меня есть – это особенное, и у них в соответствии с этим идут беспричинные ожидания хорошего отношения всех людей, которые встречаются на их пути, то есть все им должны уступить, отдать, поделиться – что угодно. Другие люди существуют в принципе для того, чтобы бесконечно служить гениальности и грандиозности этих людей.
Также они ждут беспрекословного подчинения их собственным требованиям. Такой человек, конечно, когда заходит в кабинет психолога, проявляет себя очень ярко, то есть он сядет в самое какое-то величественное кресло и займет самую удобную позицию, потому что у него в принципе нет ощущения, что может быть не так. Что это кресло другого человека, он так не думает. Он абсолютную уверен, что это для него. Он зайдет, посмотрит, все оценит и… Самую большую клубочку с тарелки возьмет он себе.
Частичная или полная невозможность проявлять сочувствие. Это очень грустно и это то, из-за чего, как правило, эти люди обрекают себя на одиночество – абсолютное нежелание понимать чувства других людей. Потребности других людей в принципе перестают для них существовать. Поставить себя на место другого человека и понять, что другой человек тоже человек – затруднительно, не представляется возможным. Также существует тенденция эксплуатировать других людей в угоду своих каких-то собственных потребностей, целей. Люди – объекты.
Очень часто у них зависть к окружающим и также абсолютная убежденность, что окружающие им завидуют: «Такое сокровище, такое богатство. Как не завидовать?»
Поведение и взгляды отличаются высокомерием, надменностью, манерностью, самонадеянностью, рисованием, в каждом жесте мы можем увидеть какой-то элемент любования собой. Они бесконечно кайфуют от самих себя, и все, что с ними связано, кажется прекрасным. Конечно же, это будет очень определенная форма держания себя. Также часто мы сталкиваемся с тем, что эти люди причисляют себя к кому-то необычному высокому положению, причем без объективных на то причин. Им кажется, что у них какие-то потрясающие гены, что они от природы родились в какой-то особенный день, под какой-то там яркой звездой, поцелованные богом. Абсолютно точно обладают чем-то таким, чем другие не обладают. Также есть у них это чувство, что есть высшее общество, а есть, вот там, грязь. «Я однозначно принадлежу к высшему обществу», «я принцесса», «я королева», «я интеллигент до кончиков ногтей». У них есть глубокое верование в это.
Еще такой штрих. Конечно же, с набором всех этих качеств очень сложно сказать вам комплимент, доброе слово, проявить какую-то ласковость – нет. Очень эмоционально отчужденные, холодные люди. Рано или поздно сталкиваются с серьезными депрессиями, потому что окружающие, которые не получают от них никакого эмоционального тепла (они же от них отворачиваются, они теряют к ним интерес). С такими людьми нечего делать другим здоровым людям, абсолютно невозможно. То есть это может быть либо очень порционное какое-то дозированное общение, и за счет этого они очень часто чувствуют себя одинокими, ненужными, какими-то невостребованными, и это, кстати, основная причина, по которой они все-таки приходят к психологу, но психологу с ними ой как сложно, потому что там выплывает такое с идеей собственной грандиозности – я об этом расскажу вам в следующем видео. И когда такой человек с такой формой нарциссизма остановится душевно больным и его заболевание начинает сопровождаться бредом, то этот бред несет в себе идею, что он бог, что он является богом, он и есть бог. Это друзья мои, наивысшая степень нарциссизма. Все, финал. Дальше ехать некуда, не к чему стремиться.
На этом я заканчиваю первую часть и обязательно рекомендую вам посмотреть вторую.
Итак, нарциссическое расстройство личности – это такая личность, которая, прежде всего, заботится о поддержании самоуважения путем получения подтверждения со стороны. Все мы, на самом деле, в той или иной степени зависим от одобрения со стороны, и каждый в той или иной степени стремится его получить. Мы имеем определенную чувствительность к одобрению и к критике, но когда мы говорим про нарциссическую личность, патологический нарциссизм, то здесь мы имеем дело с дисбалансом этой озабоченности, и в чем он выражается? Существуют две формы проявления нарциссического расстройства. В этом видео я расскажу об одной форме и обязательно сразу запишу второе видео, в котором буду говорить о другой форме.
Первая форма – это идея собственной грандиозности. Наверняка вы уже что-то подобное слышали, и как правило, когда мы говорим о нарциссизме и представляем себе такого нарцисса, мы как раз имеем в виду вот эту форму проявления. Такой человек при взаимодействии с другими людьми постоянно стремится к самовозвышению, причем другие люди для него становятся словно чертой, над которой ему необходимо возвыситься, над которой он хочет обязательно быть сверху. Такой человек бОльшую часть своего общения тратит на то, чтобы говорить о себе самом. Ему практически невозможно не вести речь о себе.
Он рассказывает об этом, вся его речь направлена на то, чтобы рассказать о том, какой он хороший, что он лучше других, и что даже не просто лучше других, а чтобы лучше всех (такая идет тенденция) и ему редко интересно быть просто хорошим. Ему очень важен элемент сравнения, и можем услышать от них такие слова, что «у меня есть нечто такое, чего нет ни у кого: какая-то особенность, какой-то талант, дар, какая-то гениальность. Я больше знаю, чем они. Конечно, у меня больше опыта, я лучше с этим могу справиться», и тут нужно обратить внимание – если они сталкиваются с какой-то неудачей, они никогда не припишут ее себе, они припишут ее обстоятельствам, другим людям, техническим каким-то неполадкам, но соотнести неудовлетворительный результат со своей собственной деятельностью в случае расстройства невозможно. Если мы имеем дело с чертами характера нарцисса, то здесь или так, или так – меньше возможности признавать собственное несовершенство. В патологии, конечно, практически невозможно.
Мы видим в такой личности низкую или полную неспособность переносить какую-либо критику. Критика воспринимается очень болезненно, потому что, прежде всего, нарциссически организованная сторона бесконечно хрупкая. Именно поэтому идет такая сильная компенсация, такое желание ощущать себя лучшим, потому что противоположное этому не переносится совсем. Эта личность распадается, просто перестает существовать. Когда слышат критику, очень сильно обижаются или могут даже агрессивно реагировать, вступать в какие-то конфликты, скандалы, лишь бы только отстоять свое превосходное я. Могут реагировать с неким отмщением, когда припоминают, что вы когда-то им сказали не в похвалу, а в минус, и потом в диалоге достать и в тот момент, когда вы будете уязвимы, бахнуть вам это ниже пояса. Такая может быть реакция при глубокой нарушенности. Признать хоть какое-либо несовершенство своей души, своей личности, не представляется абсолютно возможным.
Людям с подобным расстройством очень сложно говорить не о себе. Когда с таким человеком встречаешься, начинаешь вести с ним диалог, он бесконечно будет открыт. Все, что касается него, будет воспринимать на ура. Если это о нем, в какой бы степени это не касалось, будет говорить, но говорить о вас он вряд ли станет.
И как происходит общение с таким человеком? Вы встречаетесь. Он спрашивает у вас дежурную фразу «как дела?», но по-настоящему в вопрос, в эту фразу он не вкладывает. Ему не интересно, как у вас дела. Даже если у вас дела совсем плохи, из ряда вон что-то выходящее, какие-то истории с вами происходят, они его не тронут. Они ему неинтересны. Как у него дела? – он бесконечно озабочен своей личностью, часами может говорить о себе, рассказывать подробно все свои какие-то мелочи, какие-то нюансы. Просто будет такой поток сознания, от которого не каждый может остаться в норме. Очень тяжело выдержать. Иногда можно оставить телефон включенным, он будет говорить… Можно уйти в комнату, вернуться. Он будет говорить что-то так увлеченно о себе, что ему очень сложно… И даже если сказать: «А что ты не спрашиваешь, как у меня дела? Тебе что, не интересно?», он спросит он тут же, да, но как только вы начнете говорить, перебьет и начнет говорить о себе.
Конечно же, озабочены своей внешностью, причем в случае этой формы собственной грандиозности видят себя однозначно красивыми, любуются собой, влюбляются в свою внешность, испытывают острое чувство влюбленности в свое собственное отражение. У такого человека вы можете найти в квартире бесконечное количество его фотографий везде, и на фотографиях будет только он. Ему не нужен кто-то рядом, это лишнее. Это как будто бы крадет его успех. Он хочет быть один, напоказ, чтобы мир подтверждал ему постоянно, чтобы все внимание доставалось ему. Кстати, инстраграмные истории очень иногда ярко заявляют о том, что у человека есть подобные черты характера.
Поглощенность фантазиями о каком-то небывалом своем собственным успехе, который обязательно с ними должен вот чуть ли не завтра случиться, то есть такие люди не думают о том, что «у меня что-то может не получиться». Они уверены, наоборот, что будет что-то, что их ждет какая-то фееричная совершенно реализованность, какая-то ярчайшая судьба. Также может проявляться в желании неограниченной власти занимать какой-нибудь высоченный пост, управлять людьми. В эту степень тоже может идти фантазии о каком-то постоянном блеске. Если это женщина, это все, что лакшери – это все именно для меня, это создано было вообще во Вселенной для меня конкретно, я должна быть обладательницей этого, и мысли, что я недостоин или как такого, – нет. Это конкретно красота, блеск.
Также частое такое ощущение, они живут с ощущением, что у них должна быть какая-то идеальная любовь, что их партнер должен не просто как-то вот любить, а это должна быть какая-то высшая форма любви и поклонения к ним. Также в них живет чувство собственной избранности. Им кажется, что они не такие, как все. Что есть люди (и это там), а вот есть я. Я совершенно особенный. Все, что у меня есть – это особенное, и у них в соответствии с этим идут беспричинные ожидания хорошего отношения всех людей, которые встречаются на их пути, то есть все им должны уступить, отдать, поделиться – что угодно. Другие люди существуют в принципе для того, чтобы бесконечно служить гениальности и грандиозности этих людей.
Также они ждут беспрекословного подчинения их собственным требованиям. Такой человек, конечно, когда заходит в кабинет психолога, проявляет себя очень ярко, то есть он сядет в самое какое-то величественное кресло и займет самую удобную позицию, потому что у него в принципе нет ощущения, что может быть не так. Что это кресло другого человека, он так не думает. Он абсолютную уверен, что это для него. Он зайдет, посмотрит, все оценит и… Самую большую клубочку с тарелки возьмет он себе.
Частичная или полная невозможность проявлять сочувствие. Это очень грустно и это то, из-за чего, как правило, эти люди обрекают себя на одиночество – абсолютное нежелание понимать чувства других людей. Потребности других людей в принципе перестают для них существовать. Поставить себя на место другого человека и понять, что другой человек тоже человек – затруднительно, не представляется возможным. Также существует тенденция эксплуатировать других людей в угоду своих каких-то собственных потребностей, целей. Люди – объекты.
Очень часто у них зависть к окружающим и также абсолютная убежденность, что окружающие им завидуют: «Такое сокровище, такое богатство. Как не завидовать?»
Поведение и взгляды отличаются высокомерием, надменностью, манерностью, самонадеянностью, рисованием, в каждом жесте мы можем увидеть какой-то элемент любования собой. Они бесконечно кайфуют от самих себя, и все, что с ними связано, кажется прекрасным. Конечно же, это будет очень определенная форма держания себя. Также часто мы сталкиваемся с тем, что эти люди причисляют себя к кому-то необычному высокому положению, причем без объективных на то причин. Им кажется, что у них какие-то потрясающие гены, что они от природы родились в какой-то особенный день, под какой-то там яркой звездой, поцелованные богом. Абсолютно точно обладают чем-то таким, чем другие не обладают. Также есть у них это чувство, что есть высшее общество, а есть, вот там, грязь. «Я однозначно принадлежу к высшему обществу», «я принцесса», «я королева», «я интеллигент до кончиков ногтей». У них есть глубокое верование в это.
Еще такой штрих. Конечно же, с набором всех этих качеств очень сложно сказать вам комплимент, доброе слово, проявить какую-то ласковость – нет. Очень эмоционально отчужденные, холодные люди. Рано или поздно сталкиваются с серьезными депрессиями, потому что окружающие, которые не получают от них никакого эмоционального тепла (они же от них отворачиваются, они теряют к ним интерес). С такими людьми нечего делать другим здоровым людям, абсолютно невозможно. То есть это может быть либо очень порционное какое-то дозированное общение, и за счет этого они очень часто чувствуют себя одинокими, ненужными, какими-то невостребованными, и это, кстати, основная причина, по которой они все-таки приходят к психологу, но психологу с ними ой как сложно, потому что там выплывает такое с идеей собственной грандиозности – я об этом расскажу вам в следующем видео. И когда такой человек с такой формой нарциссизма остановится душевно больным и его заболевание начинает сопровождаться бредом, то этот бред несет в себе идею, что он бог, что он является богом, он и есть бог. Это друзья мои, наивысшая степень нарциссизма. Все, финал. Дальше ехать некуда, не к чему стремиться.
На этом я заканчиваю первую часть и обязательно рекомендую вам посмотреть вторую.