Проблема в том, что вы читаете отрывки из учения дзен. Отрывки дзен – это опасно. Отрывки чего угодно – это опасно. То, что вы говорите, в какой-то степени правда, потому что ваша жизнь на 99% – просто мысли и эмоции. Мысли и эмоции – это только проекция жизни, это не самая жизнь, не так ли? 99% своего времени вы только думаете о жизни. Эмоция – это тоже своего рода мысль, только она более сочная, не так ли? Мысль сухая, эмоция сочнее, но эмоция – это тоже мысль. Не так ли? То, как вы думаете и то, как вы чувствуете – не так ли? Да?
Если вы думаете: "О, это прекрасный человек", вы будете чувствовать приятные эмоции по отношению к нему. "О, это ужасный человек!" Тогда у вас будут неприятные эмоции по отношению к нему. Вы не можете думать: "это прекрасный человек" и испытывать к нему неприятные эмоции. Вы не можете думать: "это ужасный человек" и испытывать к нему приятные эмоции, не так ли? Потому что как вы думаете, так вы и чувствуете. Мысли и эмоции не сильно отличаются. Это одно и то же, это всего лишь мысли. Одна суха, другая полна сока. Поскольку она полна сока, она будет продолжать двигаться по инерции. Так что вы думаете, что она отличается.
Сегодня вы можете подумать: "это прекрасный человек", завтра утром он сделает что-то, что вам не понравится, и внезапно вы начнёте думать: "это ужасный человек". Ваша мысль незамедлительно сделает поворот на 90°, но эмоция не может развернуться так быстро. Она делает долгий разворот, и требуется несколько дней или даже месяцев, но через какое-то время она присоединится к мысли. Не так ли, да? Какое-то время она двигается по инерции. Эмоции не разворачиваются сразу же. Так что вы думаете, что они отличаются, но они не отличаются. Это одно и то же. Это просто мысли. Одна суха, другая полна сока. Так что вся ваша жизнь – это просто мысли и эмоции. Это очень даже похоже на сон. Это и есть сон.
Поскольку вы увлекаетесь дзен, возможно вы слышали о Чжуан-цзы. Он был великим учителем дзен. В его монастыре было много монахов, и он был признанным учителем. Внезапно однажды утром он впал в глубокое отчаяние. Когда монахи увидели, что их учитель находится в состоянии отчаяния, они сильно испугались. Если их учитель в отчаянии, тогда должно быть случилось что-то действительно ужасное, ведь обычно он очень радостный и любезный. Так что старшие монахи медленно подошли к нему и спросили: "Учитель, что случилось?" Он сказал: "Не беспокойте меня, я глубоко расстроен. Уходите". Они сказали: "Если вы расстроены, то для нас это подобно смерти. Скажите нам, что вас расстроило?" Чжуан-цзы сказал: "Прошлой ночью в моем сне я был бабочкой". Монах ответил: "Что плохого в бабочке? Мы были многими животными – иногда свиньями, иногда птицами, самыми разными животными. Это не проблема. Бабочка – это очень даже неплохо. Что плохого в бабочке?" Он сказал: "Идиоты, вы не понимаете: когда я был бабочкой, я летел по-настоящему. Я полетел и сел на цветок. Я мог ощутить цветок, мог понюхать цветок, мог попробовать его на вкус. Это все было реальным. Сейчас я не знаю, то ли я Чжуан-цзы, которому снится, что он бабочка, то ли я бабочка, которой снится, что она Чжуан-цзы. Что из этого правда? Ведь и то, и другое выглядит одинаково ярким и реальным".
Когда вы живёте просто за счёт мыслительного процесса, то так всё и есть. Он использовал это как метод, чтобы шокировать своих монахов и вывести их из духовного ступора. Потому что люди читают сутры и тому подобное, и они думают, что их чтение и их мысли – это духовность. Так что он пытался сломать их психологическую структуру, чтобы те вернулись в реальность. Если вы испытываете жизнь – не мысль, не эмоцию – жизнь. Если вы испытываете жизнь как таковую, такого вопроса не возникнет. Но когда большая часть жизни – это просто мысли и эмоции, то это вполне себе сон, просто ещё одна проекция.