Искусство коммуникаций

Как дать собеседнику понять, что вы не будете терпеть неуважение к себе?

Исходное видео: https://www.youtube.com/watch?v=GfOMTtFpxCY

Тема достаточно серьезная. Если вы общаетесь с другим человеком, будучи руководителем, общаетесь с сотрудником, и видите, что он невербально демонстрирует полное неуважение к вам – не продолжайте с ним общаться, сделайте паузу. Например, вас перебивают на полуслове, или, например, вас не слушают, или делают вид, что слушают, и тем временем смотрят в телефон. Вы берете паузу. «Так, Кирилл, секунду – давай возьмем паузу. Я так понимаю, тебе сейчас не совсем удобно со мной общаться. Так?» Либо, например, когда собеседник перебивает вас на каждом полуслове. «Так, секунду. Давай возьмем паузу. Мне сложно с тобой общаться, потому что ты перебиваешь меня на каждом полуслове. Может быть есть тому причина. Так ты мне скажи, в чем дело?» Либо вы чувствуете/видите наезд в свою сторону, такой деликатно-деловой и язвительный. Говорите: «Так, секунду. Давай возьмем паузу. Конечно, здорово у тебя получается пренебрежительно ко мне относиться, но я предлагаю тебе разобраться в причинах и действовать дальше для нашего взаимовыгодного сотрудничества». 

Итак, последовательность действий.

Первое. Необходимо понимать, что нельзя терпеть к себе неуважения. Никогда. Кто бы сейчас с вами ни разговаривал. Всегда сохраняйте свое внутреннее достоинство и не позволяйте никому пренебрежительно к вам относиться. «Так, секунду. Давайте возьмем паузу. Я не помню за собой, чтобы я мог дать вам повода так ко мне относиться, так со мной разговаривать или перебивать меня на каждом полуслове», – говорите вы.

Кроме того, вы должны сохранять полный контроль и уверенность. То есть это обязательно глазной контакт. Смотрите: я вам сейчас покажу, что значит отсутствие глазного контакта. (00:02:09) «Так, секунду, давайте возьмем паузу» (отводя глаза. – Прим. расшифровщика). При таком движении даже собеседник будет хотеть вас раздавить. Но вы так не делаете – у вас полный контакт. «Так, секунду, Кирилл. Давай возьмем паузу… (Пауза на 1-2 секунды. – Прим. расшифровщика). Ага, благодарю. Смотри – я с тобой общаюсь, ты меня перебиваешь на полуслове, хотя я отвечаю на твои вопросы для твоей долгосрочной выгоды. Скажи, тебе действительно актуальна эта тема?» То есть вы останавливаете это безобразие и спрашиваете собеседника, действительно ли ему важно продолжать вашу коммуникацию. Никогда не крутите бисером перед тем, кто не готов, и не пытайтесь никого ни в чем убедить. Требуйте к себе уважительного отношения.

Третье. Обращение по имени: «Кирилл, давай возьмем паузу». То есть вы общаетесь с человеком и видите полное пренебрежение с его стороны. Он говорит: «Да-да-да, говори! Слушаю. Очень интересно» (при этом не отрывая глаз от экрана своего телефона и набирая при этом сообщение. – Прим. расшифровщика). Вы не продолжаете говорить. Скажите: «Так, секунду. Давай возьмем паузу. Реши свои задачи, и потом, когда будешь готов, мы продолжим общение. Тебе в три часа будет удобно?» Не терпите к себе пренебрежительного отношения. Если вы позволяете другому человеку неуважительно к вам относиться, то после этого он будет еще более неуважительно к вам относиться, потому что будет знать, что вы это терпите. Люди относятся к вам так, как вы позволяете им относиться по отношению к себе.

Хочу привести такой пример: помните ли вы, мои дороги товарищи, свои школьные годы? Я помню, когда учился в школе, мог всех учителей поделить на две категории: которых я уважал от всей души, слушал и следовал их командам и учился, и тех, которые вызывали во мне желание беситься от жиру и плохо себя вести. И здесь может прийти в голову леденящая мысль: получается, что от учителя зависит, как ведут себя на уроке дети. У меня была учительница по алгебре и геометрии, у которой на уроках все сидели тише воды, ниже травы, и даже двоечники и троечники делали домашнее задание и более или менее уверенно выступали у доски. Тишина была тотальная. А была такая учительница (и не одна), у которой даже пятерочники на стену лезли и хотели быть плохими при ней. То есть то, как ведут себя сотрудники, зависит от руководителя. Руководитель является причиной всех следствий. Если вы будете позволять вашим сотрудникам неуважительно относиться к вам, в первую очередь, то какой вы тогда у них руководитель, каков ваш тогда там авторитет? И поэтому, если вы видите любое (!) пренебрежение к вам (например, вы ставите сотруднику задачу, а он говорит: «Ладно, сделаю. Ах, как мне все это надоело! (скорбно вздыхая. – Прим. расшифровщика)».)  Не позволяйте ему уходить. Говорите: «Так, Кирилл, секунду. Я слышал, как ты многозначительно вздохнул и сказал, как тебе все надоело. Давай сейчас обсудим, сможешь ли ты вообще в целом быть успешным в нашей компании? В чем дело? Давай разберемся с причинами: что мешает тебе уверенно работать и достигать результатов?» Не терпите эти язвительные проявления скрытой враждебности, всегда их останавливайте. Выявляйте причины и говорите вашему собеседнику: «Либо мы с тобой думаем, как настроить взаимовыгодное долгосрочное сотрудничество, либо я прихожу к решению, что ничем не могу тебе в этом помочь. И тогда получается, что нам не совсем с тобой по пути».

И так же в первом пункте: не терпите к себе неуважение. Держите полный контроль, глазной контакт, уверенность в жестикуляции. Если вы видите какое-то неуважение к себе от лица, которое является вашим сотрудником, говорите: «Так, секунду. Давай возьмем паузу и обсудим, в чем заключается причина такого твоего поведения по отношению ко мне? В чем дело?» И вы выявляете таким образом причины, чтобы с ними работать, чтобы их уладить и чтобы в дальнейшем не создавать таких ситуаций, не позволять вашей команде и вашим сотрудникам создавать ситуации этой скрытой враждебности и психологического дискомфорта. Никогда, ни при каких обстоятельствах не терпите к себе неуважительного отношения – об этом был этот урок.

Ключевая тема заключается в том, что как только вы чувствуете давление на себя со стороны подчиненного или коллеги, вы, как руководитель, делаете так: «Секунду, Кирилл, давай возьмем паузу. В чем дело? Ты перебиваешь меня на каждом полуслове». Либо: «Кирилл, давай паузу возьмем. В чем дело? Почему ты язвишь в мою сторону?» (в обоих случаях словесная пауза 1-2 сек и долгий зрительный контакт. – Прим. расшифровщика). Вы тем самым входите в режим метакоммуникации, где вы обсуждаете причины, мотивы поведения вашего собеседника, чтобы вместе с ним их решить. Самое главное – не демонстрируйте гнев и ненависть к другому человеку. Поймите это и примите – может тому есть объективные причины. Воспринимайте его как немного «попутавшего рельсы» и вместе с ним подумайте: что является причиной такого поведения и как ликвидировать этот скрытый конфликт для взаимовыгодного долгосрочного сотрудничества.

Добавьте в свою практику эти маневры и никогда не терпите к себе неуважительного отношения.

Вот такой урок: «Маневр мудрого руководителя». Обратите внимание, что вы можете и своих сотрудников научить этому маневру. Не терпите к себе неуважительного отношения. Общайтесь либо уважительно, либо никак. Требуйте к себе уважения при общении или не разговаривайте. Всё.

С вами был Альберт. Это был «маневр мудрого руководителя». Встретимся на следующих уроках. Пока.
Альберт Сафин